Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы»

«Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы»

2017 назван годом экологии в России. Являясь уникальным природно-ландшафтным заповедником, музей Коломенское в рамках мероприятий города Москвы, посвященных этому событию, предлагает экспозицию анималистического искусства. Ориентируясь на широкую возрастную категорию посетителей, создатели выставки постарались показать поступательное развитие этого жанра скульптуры с начала ХХ века и до наших дней. В формировании состава экспозиции немаловажную роль сыграло сотрудничество музея-заповедника с Государственной Третьяковской галереей. Русское анималистическое искусство и скульптура, в частности, многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам. Начало ХХ века дало стране целую плеяду талантливых художников. В.А. Ватагин, Д.В. Горлов и И. С.Ефимов были первыми художниками, которые в 1920-е гг. обратились к отображению образа животного в русской скульптуре, тщательно изучая физиологию и психологию животного мира. В 1970-90-е гг., этот вид пластики отмечен поисками новой художественной образности. Зазвучали темы гуманитарные, философские, что способствовало расширению жанровых границ. Размышления человека о природе стали важной частью творческих концепций. Все ясней звучит линия бережного отношения человека к природе. Иллюстрацией к этому может служить композиция Г. Н. Попандопуло «Сохраним природу», где мольба о пощаде положена в основу трагического образа раненого зверя. А.В. Марц, его современники и собратья по цеху - А.М. Белашов и А.С. Цветков, опираясь на классические образцы русской анималистики, продолжая углубленное изучение натуры, придали новый импульс развитию этого жанра скульптуры во второй половине ХХ века. Красота, любовь, знание легли в основу творчества этих скульпторов. Керамическим скульптурам И.Г. Фрих - Хара и А.Г. Сотникова наряду с эстетикой красоты природы присуши четкая конструктивность форм, их целостность и монументальность. Ярким явлением в истории развития русской скульптуры ХХ века явилось имя И.М. Рукавишникова. Являясь ярчайшим представителем школы реализма, художник воплотил в различных материалах многообразные биологические формы окружающего нас мира. Его композиции: «Петух», «Рыба - пароход», «Улитки», представленные на выставке, несут в себе классическую мощь пластики. Произведения скульпторов - анималистов, работающих в наши дни, сформированы новой эстетикой, характерной для времени компьютеров и искусственных интеллектуальных объектов. Постмодернизм, оказавший огромное влияние на формирование современных художественных тенденций, как правило, облекает всё в игровую форму, нивелирует расстояние между развлечением и изучением. Тем не менее, смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве реабилитирует реализм, академизм, классику. Открывая возможность создания новыхстилей и направлений, он служит универсальной экспериментальной творческой площадкой. Это, в свою очередь, делает возможным переосмысление классикиодновременно с формированием новой художественной эстетики.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»