Борис Смирнов (1903 - 1986). Архитектор,дизайнер,график
6 октября - 5 декабря 2010 Галеев Галерея Б. Козихинский пер., д. 19/6, стр. 1
Выставка открывает новые грани таланта известного художника советского стекла и керамики Бориса Александровича Смирнова. Несколько лет назад один из проектов нашей галереи был посвящен его фотоискусству 1930-х - 40-х гг., той части творчества, которая побудила известного искусствоведа А.Д.Боровского назвать Смирнова «преждевременным концептуалистом». В нашей истории искусства так часто случается: художника «прописывают» по одному цеху, забывая или не замечая, что он талантлив и в других. Подобно тому, как актера используют по однажды успешно сложившемуся амплуа: актер-злодей или актер-герой... Выпускник архитектурного факультета Академии художеств, воспитанник И. Фомина, Г. Косякова и О. Мунца (1927), Смирнов добился известности как практик, имея за плечами построенные объекты, оказавшиеся предметом ожесточенной критики в 1936 г. во время обсуждений статьи в газете «Правда» «Какофония в архитектуре». Кинотеатр, возведенный по его проекту в г. Брянске (1932) и по сей день входит в реестр памятников отечественного конструктивизма. Отлученный от архитектуры за свои «штукарства» и «трюкачества» (из лексикона печати того времени), Смирнов, по примеру многих своих коллег - «вынужденных изгнанников» - работал где придется: проектировал акушерские кровати, зрительские кресла для кинотеатров, разрабатывал «новый метод расчета кривых видимости для стадионов». Параллельно Смирнов работал и как книжно-журнальный график. Им было создано множество обложек, иллюстраций для частных (во времена НЭПа) и государственных издательств. Список заказчиков разнообразен: Academia, Гослитиздат, Главсевморпуть, Госстройиздат и даже экзотический «Трест Заводов Слабого Тока». В знаменитом ленинградском Детгизе, наряду с работой иллюстратора журналов «Чиж» и «Еж», ему довелось разрабатывать фирменные бланки и логотипы этих изданий (1930-е гг.). Ранее, на финише НЭПа, Смирнов успешно разрабатывал фирменный стиль ряду организаций (АО «Металлограф», «Эксперимент-фильм»). Искусством создания логотипа, фирменного знака Смирнов овладел по необходимости, но этот опыт сыграл определенную роль в его дальнейшей эволюции. Академический рисунок - та область знания и навыков, которая является необходимым и достаточным условием для практикующего художника. Начиная с середины 1920-х гг. Смирнов рисует, постоянно видоизменяя свой стиль, обнаруживая новый уровень понимания задач рисовальщика. Такая фундаментальная подготовка основательно пригодится ему после войны, в период становления школы советского художественного стекла, «отцом» которой по общепризнанному мнению Смирнов и является. Смирнов - архитектор, рисовальщик, проектировщик, иллюстратор, а сейчас бы подытожили: дизайнер (тогда такое определение еще не родилось) - это и является предметом нашей выставки, открывающей публике еще одно имя из истории искусства довоенного периода. К выставке подготовлен альбом произведений Б.А.Смирнова из архива семьи художника, Санкт-Петербург.
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|