Галерея Елены Зениной представляет выставку «Моя коллекция»
30 августа - 9 сентября 2011 Центральный Дом Художника (Крымский вал, д.10) 22-27 залы
Наталия Данько, Аста Бржезицкая, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Аркадий Пластов, Дмитрий Налбандян, Матвей Манизер, Елена Янсон-Манизер, Евгений Вучетич, Николай Горлов и другие знаковые имена искусства XX столетия. Уникальные экспонаты советского фарфора; редкое собрание бронзовой скульптуры и живописи. Собрание, которое, по мнению ведущих арт-экспертов, не имеет аналогов!
С 30 августа до 9 сентября в Центральном Доме Художника пройдет выставка произведений декоративно-прикладного искусства и живописи из частного собрания известного московского коллекционера Елены Зениной. В экспозиции представлены более ста шедевров мелкой пластики советского периода (1920-50-е годы), созданных лучшими художниками-фарфористами, такими как Н.Данько, А.Сотников, И.Фрих-Хар, И.Слоним, А.Бржезицкая, О.Таежная, С.Орлов, Н.Малышева, М.Холодная, В.Боголюбов. Советская фарфоровая пластика тех лет - признанное и заслуженное явление в истории искусств. В одном из залов экспозиции советский фарфор 1950-х годов будет экспонироваться параллельно с живописными работами ведущих соцреалистов середины прошлого века, чьи имена хорошо знакомы каждому любителю классического советского искусства: А.Пластов, В.Нечитайло, Д.Налбандян, Б.Яковлев. Отдельный зал экспозиции будет посвящен работам известного советского художника Юрия Пименова (1903 - 1977). В рамках выставки «Моя коллекция» также пройдет ретроспектива художника Николая Горлова, которая включает около 100 живописных произведений конца 1950-х - 60-х гг. Елена Зенина начала собирать коллекцию советского фарфора более 30 лет назад: «Самая первая фигурка - работа Н.Малышевой «На парад» - была подарена мне папой-лётчиком в ранней юности. Но интерес к советскому фарфору, желание как можно больше узнать о нем, появились позже. Мне очень повезло - тогда советское искусство не пользовалось интересом, наши соотечественники его не покупали. Некоторые вещи, которые я приобрела в то время, например, редкие фигуры Данько, просто стояли в одной из галерей Дома художника. Так постепенно стала складываться коллекция, которая сейчас, кстати, насчитывает уже более 3-х тысяч экспонатов». Хрупкий, изящный, рафинированный фарфор, казалось бы, не слишком подходил для отражения реалий советской жизни. Однако военные - и герои труда, играющие дети - и заботливые родители, беззаботная молодежь - и фигурки из серии «Народы СССР», собранные вместе, создают удивительную, хотя и несколько мифическую, картину жизни в великой и прекрасной стране. Именно в то время фигурки из фарфора - живые скульптурные картинки «действительности» - становятся национальной формой русского искусства. В раздел фарфора включены многие работы великолепного мастера фарфоровой пластики и советского агитационного фарфора, ученицы В.Кузнецова - Наталии Данько. Это и знаменитые, вошедшие во все учебники, скульптурные композиции «Шахматы» (1925г.), «Гадалка» (1922г.), «Вышивающая знамя» (1921г.), «Зинаида Райх» (1936г.). Ряд скульптур Данько заканчивает уникальный экспонат: ваза «Демон». Это последняя работа художницы была создана в 1941 году, накануне начала Великой Отечественной войны. На выставке можно будет увидеть и уникальное собрание бронзовой скульптуры 1920-х - 1960-х гг. В тот период работали ведущие русско-советские скульпторы, которые органично сочетали в своем творчестве классическую дореволюционную традицию и новаторские тенденции модерна и арт-деко. Сегодня о так называемой «кабинетной бронзе» - или же, скульптуре малых форм - известно немного. Даже специалисты из крупнейших музеев не всегда знают, когда была создана та или иная скульптура, где и когда отливалась. Как правило, подобные вещи отливались небольшими тиражами в качестве представительских подарков видным государственным и партийным деятелям, как отечественным, так и иностранным, и редко попадали в поле зрения коллекционеров и искусствоведов. Поэтому описание практически любой кабинетной скульптуры неизменно заканчивается словами: «Представляет музейный и художественный интерес, на антикварном рынке в России и за рубежом является редкостью». По мнению известного московского эксперта, заведующего отделом металла и камня музея Декоративно-прикладного и народного искусства А.Гилодо, - «Елене Зениной удалось стать обладательницей наиболее полного собрания, которое не имеет аналогов». Скульптуры, представленные в коллекции Зениной, были созданы выдающимися мастерами своего времени, такими, как М.Манизер, Е.Янсон-Манизер, Е.Вучетич, А.Крыжановская, И.Киш и многими другими. Готовится к изданию книга «Искусство ХХ века. Фарфор и бронза».
В рамках выставочного проекта Галереи Елены Зениной «Моя коллекция» также пройдет первая ретроспективная выставка Николая Горлова (1917 - 1987). Наследие художника, чье имя хорошо известно ценителям живописи - велико, диапазон творческих интересов весьма широк. Горлов создал множество жанровых картин, портретов и натюрмортов, но наибольшую известность получил как автор пейзажей. Его живопись - красочная, пастозная, плотная, с тактильно ощутимой фактурой всегда пользовалась большим успехом. В начале перестройки его картины с удовольствием покупали хлынувшие в Россию европейские и американские коллекционеры, уже в конце 1980-х гг. они стали появляться на торгах французских аукционных домов. К счастью, большая часть его наследия осталась на родине, и сегодня его живописные работы являются украшением многих музейных и частных собраний. К выставке издан каталог работ художника.
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|