Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Бубновый Валет» в «Доме Нащокина»

«Бубновый Валет» в «Доме Нащокина»

«Бубновый валет» в «Доме Нащокина»

7 июня - 30 сентября 2012
Галерея «Дом Нащокина»
Воротниковский пер., д.12


Петр Кончаловский
Илья Машков
Роберт Фальк
Аристарх Лентулов
Василий Рождественский
Наталья Гончарова
Михаил Ларионов
Давид Бурлюк
Александр Куприн
Ольга Розанова
Надежда Удальцова

из собрания
музея-заповедника «Абрамцево»
Вологодской областной картинной галереи
Тульского музея изобразительных искусств
Рязанского государственного областного художественного музея
Центрального музея Вооруженных Сил


Галерея «Дом Нащокина» представляет выставку произведений художников «Бубнового валета» из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Более 80-ти живописных полотен и графических листов 1900-1920-х годов основателей художественного общества - Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Василия Рождественского, а также участников первой знаменитой и последующих выставок «Бубновый валет» - М. Ларионова, Н. Гончаровой, Д. Бурлюка, Н. Удальцовой, О. Розановой, Е. Потехиной, В. Кандинского, А. Куприна и др. - будут представлены на этой выставке. Большинство произведений будут экспонироваться впервые в Москве!
Также на выставке будут представлены предметы из реквизита художников, которые они запечатлели на своих знаменитых натюрмортах - керамическая посуда предметы утвари, принадлежавшие Машкову и Фальку.
Главным событием выставки станет монументальное полотно Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» из коллекции Центрального музея Вооруженных сил, созданное в 1928 году и ставшее своеобразным итогом бубнововалетовского периода творчества выдающегося художника.
Небезынтересным для знатоков и любителей искусства будут и работы известных в свое время, но менее знакомых широкой публике сегодня художников Объединения, таких как В. Эйгес, А. Моргунов, В. Барт и другие, большинство работ которых будут экспонироваться впервые.
Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». В авангардном искусстве «бубновых валетов» соединились эстетика наивного творчества народных мастеров и современные достижения европейской живописной культуры. Используя наследие Сезанна, опыт современного кубизма, фовизма, экспрессионизма, они создали уникальное художественное направление в отечественном искусстве, соединили Восток и Запад и по праву вошли в историю отечественной живописи как самое мощное художественное течение начала ХХ века.
«1910 год был годом, когда молодежь уже достигла большой высоты развития сезаннистического живописного мироотношения. Эта молодежь выступила с огромной выставкой своих живописных полотен. Выставка, названная „Бубновым Валетом", была устроена великолепно. Живопись бы¬ла подобна разноцветному пламени, белый коленкоровый фон придавал ей большую цветовую четкость, тем самым определяя ее живописную силу. „Бубновый Валет" означал: „валет" - молодость, а „бубны" - цвет.
Самая сильная по своему живописному духу молодежь соединилась под флагом „Бубнового Валета", видя в нем мир как живопись, как цвет. Кто помнит эту выставку, тот не должен забыть впечатление. Многие из зрителей были поражены настолько, что живопись лишала их опоры. Цвет поражал, зажигая мозг, который привык к тихой монотонной живописи „передвижников".
Да, это была выставка, которую, можно сказать, мир увидел впервые. По своему размаху, форме и цвету она побила все выставки Запада, хотя и развивалась под влиянием сезаннизма. Сезанновское отношение к миру в рус¬ской молодежи получило сильное развитие. Сезанновская сила как бы по инерции развила такую силу чувств в мо¬лодежи, что открытие выставки „Бубнового Валета" можно сравнить с взрывом самого сильного вулкана.
Особую группу на выставке составляли Кончаловский, Машков, Рождественский, Куприн, Лентулов, выставившие много больших и малых холстов. Это была группа сезанновского мироотношения. Но „Бубновый Валет" определял не одну группировку с сезаннистским отношением к миру. „Бубновый Валет" - это знамя, под которым собралась вся, как ее окрестила критика, „левая" молодежь российского живописного искусства». (Казимир Малевич)

На выставке будут представлены практически все участники общества и участники выставок «Бубнового валета» из российских музейных собраний. Ядро экспозиции составят работы из собрания музея-заповедника «Абрамцево» - пейзажи и натюрморты Кончаловского, Машкова и Лентулова, созданные в окрестностях знаменитой усадьбы, придающие своеобразную лирическую интонацию всей выставке.
Графический раздел выставки знакомит с богатейшим материалом - так называемым новым рисунком периода становления авангарда. Рисунки Фалька, Машкова, Розановой - пример пластического воплощения нового художественного сознания.
Материал выставки помогает оценить стилистическое своеобразие произведений мастеров «Бубнового валета» и их стилевое единство как группы, а также оценить то огромное влияние, которое эти художники оказали на всю отечественную живопись ХХ века, став впоследствии классиками советской живописи.

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»