№ 3/2007
Содержание: № 3/2007 Тема номера: Россия - Германия. Диалог культур
Обращение к читателям посла Федеративной Республики Германия в России Вальтера Юргена Шмида
ТЕМА Людмила Маркина Немецкие художники в России: от барокко до бидермейера
Елена Долгих Бидермайер и русский интерьер XIX века
Ольга Морозова «Шедевр на обочине» Лео фон Кленце в Санкт-Петербурге и Мюнхене
Бернхард Шульц Культурные связи Германии и России. 1910-30-е годы
Ольга Костина - Григорий Стернин - Зинаида Пышновская «Я дружбой был, как выстрелом, разбужен»
МУЗЕЙ Юрий Мудров, Вера Лискова Мейсенское чудо Ораниенбаума
Александр Греков Россия - Германия: «игрушечные» пути и перекрестки
АРХИВ Ольга Землякова, Виктор Леонидов Художник Берлинской оперы
ВЫСТАВКА Юрий Солодовников, Наталья Зюмченко Немецкая графика в собрании Краснодарского художественного музея
ХУДОЖНИК Любовь Пуликова Немецкий миниатюрист при дворе Павла I
Анжелика Мышкина Путешествие в Баварию. История портрета внуков Николая I
Наташа Нимейер-Вассерер Константин Сомов в немецкой художественной критике до 1914 года
Дмитрий Фомин Василий Кандинский глазами немецких художников Алла Луканова Наталия Гончарова и немецкие экспрессионисты
Зинаида Пышновская Россия в творчестве Эрнста Барлаха
РАКУРС Лариса Черкашина Бронзовая гостья из Берлина
Жанна Белик Как ангел, ты чиста, тиха и совершенна...
ПУБЛИКАЦИЯ Наталия Автономова Конец духовной блокады. Первая русская художественная выставка. Берлин, 1922
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК Надежда Данилевич Сокровища Ганноверов из замка Мариенбург Тотальная распродажа Sotheby's
РЕЦЕНЗИЯ Елена Степанян Бернард Шюц. Европейские монастыри
Ольга Костина «Нет» криминалу на антикварном рынке
От редакции
Этот номер - еще один этап в осуществлении долгосрочного редакционного проекта «Диалог культур», начатого в 2005 году выпуском (РИ № 3), посвященном теме «Русская Швейцария». На сей раз объектом научных интересов стала Германия, а точнее, русско-немецкие художественные связи. На протяжении веков наши народы жили в тесном контакте. Даже кровавые политические конфликты не способны были разорвать их. И если в XVIII-XIX веках чаще Россия становилась полем для активной деятельности немецких художников, то с начала ХХ века русских творцов манит Германия, родина романтиков, где вновь воскресают мечты о красоте, преображающей мир. В модерне (или югендстиле, как его называли в Германии) сосредоточились упования на всесозидающую силу искусства в построении нового мира и совершенного, целостного человека. Поэтому точкой притяжения русских художников становится Мюнхен, как его называли - «немецкие Афины», место возникновения Сецессиона, крупнейшего художественного объединения модерна. В свою очередь, в это же время в Германии переводятся произведения Толстого, Достоевского, Мережковского, а на немецких выставках, широко экспонирующих работы художников из России, западный зритель восхищается мощью русской живописной школы. Контакты, происходившие в разные времена, на уровне ли обмена художниками, в виде ли русских прививок на немецкой художественной почве или немецких влияний, проявлявшихся в русском искусстве, - все это внешние обозначения гораздо более глубоких процессов. Культурная отзывчивость двух наших народов определялась (и определяется до сих пор) развитием порожденных романтизмом общих жизнестроительных идей. Думаю, что и активизация нынешних русско-немецких художественных связей, нашедшая отражение в статье посла Федеративной Республики Германия в России В.-Ю. Шмида, - это тоже проявление определенного состояния национальных культур, озабоченных, в условиях глобализации, сохранением своей самобытной целостности.
Главный редактор Ольга Костина
|