Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

ВАДИМ ЗАХАРОВ. «ПОСТСКРИПТУМ ПОСЛЕ RIP. ВИДЕОДОКУМЕНТАЦИЯ ВЫСТАВОК СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ (1989–2014)»

ВАДИМ ЗАХАРОВ. «ПОСТСКРИПТУМ ПОСЛЕ RIP. ВИДЕОДОКУМЕНТАЦИЯ ВЫСТАВОК СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ (1989–2014)»

24 августа - 25 октября 2015
Музей современного искусства «Гараж»
Западная галерея

Видеоархив Вадима Захарова, создававшийся на протяжении четверти столетия, представляет собой не имеющий аналогов обзор деятельности современных московских художников. Он включает документацию более двухсот тридцати персональных и групповых выставок, состоявшихся в 1989-2014 годах в России и за рубежом. В экспозицию включены как эпохальные выставки, так и полузабытые события, которые тем не менее очень значимы для нашей художественной истории.
Архив Захарова является важной частью его художественной практики и одновременно одним из наиболее исчерпывающих отчетов о малоизвестных страницах истории современного русского искусства. Содержание архива дает полное представление о первых показах московских концептуалистов, их предшественников и последователей в легендарные перестроечные годы, а также охватывает художественные события последних лет. Здесь можно увидеть выставки отечественных художников в Париже, Кёльне, Нью-Йорке, Риме, Милане и Берлине. Видеоархив Захарова - это документальная панорама целой эпохи.
Вадим Захаров переехал в Москву в 1979 году и стал одним из самых молодых художников в кругу московских концептуалистов. Свою первую камеру он приобрел в 1988 году и год спустя понял, что камера - это не только инструмент для создания собственных работ, но и средство документации личного опыта общения с близкими друзьями и коллегами. Он начал создавать архив, движимый желанием зафиксировать исторический момент, проследить во времени и пространстве судьбу художественного круга, частью которого он был. В течение многих лет творчество Захарова складывалось как сумма самых разных персонажных функций, возложенных на себя автором: «архивист» существовал на равных с «художником», «издателем», «коллекционером». Как писал теоретик культуры Борис Гройс, «Вадим Захаров начинает занимать все вакансии, предусмотренные художественной системой: художника, куратора, критика, дизайнера, издателя, биографа, архивиста, документалиста, историка и интерпретатора», отстаивая свою автономию в культуре.*
Художник стал хроникером жизни героев московской школы концептуализма. В кадрах видеохроники - лица звезд отечественной арт-сцены: Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Дмитрия Александровича Пригова и многих других. Однако со временем роль летописца современного мира московского искусства стала тяготить художника. Выставка «Постскриптум после RIP» - это свидетельство поворотного момента в биографии Вадима Захарова, который, избавляясь от обременительной задачи быть одновременно хроникером и творцом, бесстрастным бытописателем и выдумщиком-сочинителем, открывает двери в мир, где господствует Свободный Художник, утративший защиту маски и обретающий силу в новой целостности натуры. В своем манифесте, написанном специально для настоящего проекта, художник заявляет: «Я освобождаю себя и других от всех концептуальных и контекстуальных определений моей деятельности. Я также ухожу от всех теорий, загоняющих меня в какие-либо рамки».
Вадим Захаров говорит своей архивной работе: «Покойся с миром». Задача музея в такой ситуации - заботиться о бесценной коллекции и представить ее широкой публике. Собранный Захаровым архив начинает новую жизнь в стенах Музея. Созданный самим художником дизайн выставочного проекта рифмуется с его творческим методом: образ архивных папок позволяет ознакомиться с содержанием архива в режиме реального времени.
Вадим Захаров родился в 1959 году в Душанбе. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1980 году совместно с Виктором Скерсисом основал группу «СЗ». В 1982-1984 годах был постоянным экспонентом галереи APTART. В начале 1980-х принимал участие в составлении папок Московского архива нового искусства (МАНИ) и сборника МАНИ «По мастерским № 1». Тогда же начал собирать коллекцию произведений современных московских художников и документальный архив, связанный с их творчеством. В 1989 году переехал в Германию. Основал издательство Pastor Zond Edition. В 1992-2001 годах издавал малотиражный журнал «Пастор», посвященный московской концептуальной школе. Составитель книги «Московский концептуализм» (2005). В 2008-2010 годах - участник групп «Капитон» и «Корбюзье». Лауреат Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» (2006) и премии Кандинского (2009). В 2013 году Вадим Захаров представлял Россию на Венецианской биеннале. Живет в Берлине, Кёльне и Москве.
«Постскриптум после RIP» - это и авторская инсталляция Вадима Захарова, и первый масштабный показ его коллекции, которая в настоящее время является частью архива «Гаража».

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»