Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. КОНТРАПУНКТ: КОМПОЗИЦИЯ VI – КОМПОЗИЦИЯ VII. К 150-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. КОНТРАПУНКТ: КОМПОЗИЦИЯ VI – КОМПОЗИЦИЯ VII. К 150-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА

13 апреля - 13 июня

Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы 14-15

К 150-летию Василия Кандинского - художника, которого считают одним из основоположников абстракционизма, представили два полотна, признанные лучшими его работами.

Одну из картин специально привезли в Москву из Петербурга. И теперь впервые за несколько десятилетий, полотна можно увидеть вместе.

Всего две картины в темноте небольшого зала, будто в келье, чтобы ничто не отвлекало от икон абстракционизма Василия Кандинского - "Композиции VI" и "Композиция VII".

Без лишних слов: никаких табличек с пояснениями, что хотел сказать художник или что изображено на картине. На белой полосе только название. Организаторы выставки сделали это намерено. Воспринимать Кандинского нужно только в информационной тишине. Так, как призвал сам художник - глазами и сердцем.

"Он неслучайно говорит: душа человека - это многострунный рояль, а художник посредством тех или иных цветов, тех или иных клавиш создает в нашей душе музыку", - говорит куратор выставки Людмила Бобровска.

Словно ноты, цвета, на полотнах Кандинского, сочетаясь или наоборот конфликтуя, как музыка, передают не форму, а дух вещей.

"Композиция VI" - манифест абстрактного, беспредметного искусства. Изначально художник назвал картину «Потоп». Но позже отказался от собственного замысла, решив, что название загоняет произведение в узкие рамки конкретного смысла.

"Кандинский разрушает мир. Что такое потоп? Здесь на наших глазах мир разрушается, и из этих же элементов рождается новый беспредметный мир", - говорит куратор выставки Ирина Шуманова.

Абстракция Кандиснкого не ребус и не требуют разгадки. Но чтобы понять путь художника от предметного искусства к беспредметному, в отдельном зале на экранах - десятки эскизов и ранних работ мастера, словно кусочки мозаики из которых потом сложились его шедевры.

Хотя сам Кандинский не признавался, исследования показали, что в "Седьмой композиции" он расщепил до цветовых пятен сцены Апокалипсиса.

"Например, монах из Страшного суда постепенно превращается в черное, затем в коричневое пятно. Удивительно превращение кита из Страшного суда. Эти превращения были, конечно, знанием специалистов, но мы постарались сделать их доступными и широкому зрителю", - сказала куратор выставки Ирина Шуманова.

Кандинский пришел в живопись достаточно поздно. В 30 лет, выпускник юрфака МГУ вдруг поступил в художественную школу и поначалу писал в стиле экспрессионизма. А спустя 16 лет перевернул мир искусства.

"Это желание избавиться от привязки к каким-то реалиям жизненным. Он понял, что именно для того, чтобы выразить душу человеческую, совершенно не нужны эти натюрморты, пейзажи и портреты - это живопись в чистом виде. Это живопись, когда каждый цвет у вас вызывает те или иные эмоции", - говорит куратор выставки Людмила Бобровская.

Экспозиция уникальна: вместе две главные композиции Василия Кандинского в России не выставлялись вместе уже почти 30 лет, хотя обе работы находятся в российских музеях: одна - в Третьяковке, другая - в Эрмитаже.

Организаторы уверены в успехе выставки еще и потому, что несмотря на свою известность, Кандинский каждый раз звучит по-новому, ведь освободив цвет от формы, великий абстракционист навсегда подарил каждому зрителю свободу восприятия.

Муниса Усманова

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»