Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Генрих Семирадский. По примеру богов

Генрих Семирадский. По примеру богов

28 апреля по 3 июля 2022
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60-62

Состав выставки: около 100 экспонатов, включая живопись, графику, скульптуру, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства
Собрания: 14 музейных коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальная галерея Армении, а также 4 частных собрания
Куратор: Татьяна Карпова. Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Александра Шейнер

Государственная Третьяковская галерея открывает выставку одного из наиболее ярких исторических живописцев своего времени, крупнейшего мастера европейского академизма, работавшего в стиле неогрек, гордости и славы Императорской Академии художеств - Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902). Проект является своеобразным продолжением выставки «Пленники красоты», проходившей в Третьяковской галерее в 2004-2005 годах и открывшей публике целый пласт русской живописи, долгое время пребывавший в забвении. За прошедшие годы были проведены научные конференции, исследования, посвященные этому направлению в искусстве и творчеству Семирадского, опубликованы фундаментальные издания, что позволило подойти к созданию настоящего проекта на новом уровне.
Экспозиция представляет, исходя из современных возможностей, ретроспективу произведений Генриха Семирадского, выстроенную по тематическому принципу, в сопровождении и сопоставлении с произведениями современников - живописцев его круга. Включение в состав выставки работ художников конца ХХ - начала ХХI века дает возможность объемного анализа такого явления, как академизм, судеб античной традиции и понятия красоты в изобразительном искусстве.
Поляк по происхождению, Генрих Семирадский родился в слободе Ново-Белгород неподалеку от Харькова в семье военного. Он учился в Харькове и Санкт-Петербурге, а большую часть творческой жизни провел в Италии. Семирадский прославился монументальными полотнами на сюжеты античной истории. Он успешно работал в камерном жанре «античной идиллии», писал пейзажи, портреты, создавал театральные занавесы и плафоны в дворцах знати, композиции на евангельские сюжеты для храмов в России, Польше и Италии. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий Берлина, Рима, Стокгольма, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств, Семирадский заслужил высокий авторитет в кругах художественного истеблишмента, но за «уход от действительности» в его произведениях подвергался осуждению со стороны «демократической» критики.
Семирадский - ведущий представитель европейского неоклассицизма и позднего академизма в России. Его называли «последним классиком» искусства XIX столетия, который творил в эпоху главенства реализма. Основной темой творчества Семирадского были история и быт, события и судьбы героев Древней Греции и Древнего Рима. На полотнах мастера мир древних цивилизаций воссоздан как реальный благодаря исключительному живописному дару Семирадского, его доскональному знанию истории, и облечен в отточенную художественную форму. Семирадский разделял отношение к античности как к истоку, основе европейской̆ культуры. В этом смысле выбранная тематика позволила ему быть наднациональным, ощущать себя европейцем в широком смысле слова.
Генрих Семирадский получил классическое образование: он окончил гимназию и университет, знал латынь и греческий. «Гимназический классицизм», основа политики России в области образования, был одним из источников его творчества и одной из причин популярности его античных идиллий у образованного зрителя и царского двора. Центральная идея ценностной системы академизма и творчества Семирадского - идея красоты. На волне актуализации эстетических предпочтений в художественной атмосфере 1880‑х годов популярность его искусства достигла своего пика. Закономерно, что творчество Семирадского, казавшееся В.В. Стасову и передвижникам примером равнодушия к реальной боли жизни, на рубеже ХIХ и ХХ веков оказалось востребованным молодыми живописцами.
Созданный Семирадским осязаемый, чувственный, красочный образ античности стал своего рода эталоном для современников, его картины служили источником для литературных произведений о жизни тех времен. Своим творчеством Семирадский активно участвовал в модернизации академической доктрины, внедряя новые тенденции, воспринятые из реализма, импрессионизма и символизма. В произведениях мастера классическая форма органично сочетается с бытовым содержанием, образуя своеобразный стилистический гибрид.
Центральное место на выставке в Третьяковской галерее занимают произведения, связанные с Древней Грецией. Античность олицетворяла для Семирадского не только понятие красоты, но и понятие свободы. Идея гражданской общины, члены которой не подчинялись чьей‑либо личной власти, но в их сознании представление о собственной независимости сочеталось с чувством долга перед полисом, была близка Семирадскому. Персонажи на его полотнах не только красивы, они ведут и чувствуют себя как свободные люди. Одна из главных работ в экспозиции, важнейшая на эту тему - «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889, Государственный Русский музей), которая была приобретена в 1889 году с персональной выставки художника императором Александром III. Сюжет картины был взят из сочинения древнегреческого автора Афинея Навкратийского «Пир софистов». Античность предстает у Семирадского в противопоставлении двух начал - солнечного аполлонического и ночного дионисийского. Сценам античных идиллий противопоставлены сцены хмельных оргий и жестоких казней. Однако тема античности, по мнению художника, способна была не только показать красоту пейзажей и образов героев Древней Греции и Древнего Рима, но и пробудить духовное и нравственное начала в человеке и обществе.
Параллельно с античной тематикой в творчестве Семирадского развивалась евангельская тема. Впервые сюжет столкновения двух миров - мира христианства и его ценностей и мира язычества - появляется в монументальном полотне «Грешница» (1873, Государственный Русский музей). Эта работа в наследии мастера открыла «евангельский цикл», которому посвящен специальный раздел в экспозиции.
На выставке работы художника дополняют произведения живописцев и скульпторов «круга Семирадского», также представителей постклассицистического искусства: Степана Бакаловича, Василия Котарбинского, братьев Павла и Александра Сведомских, Фёдора Бронникова, Павла Велионского. Они расширяют понимание академизма как значительного явления своего времени. В работах современников Семирадского античность предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных идиллических сцен.
В экспозицию вошли фрагменты античной скульптуры, а также античные вазы из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Они аналогичны вазам, которые хранились в личной коллекции Семирадского и которые он изображал на своих холстах.
Включенный в экспозицию корпус произведений современных художников - создателя Новой академии Тимура Новикова, Олега Маслова и Виктора Кузнецова, Ольги Тобрелутс, Тимофея Парщикова, Валерия Кошлякова, Аристарха Чернышева - дает возможность актуализировать тему красоты в искусстве и посмотреть на традиции академизма в новом ракурсе.
Дизайн выставки отсылает к форме античного амфитеатра и гармонично объединяет экспонаты. В экспозицию включены три мультимедийные программы, раскрывающие тему творческого использования Семирадским фотографии, разнообразие графического наследия художника, «театр аллегорий» в сфере монументально-декоративных работ мастера. Выставку сопровождает развернутая образовательная программа. Подготовлено богато иллюстрированное издание, включающее статьи крупных специалистов.
Осуществление выставочного проекта стало возможным благодаря поддержке платёжной системы «МИР», Благотворительного фонда «Транссоюз» и Благотворительного фонда «РЕНОВА».

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»