Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Всегда другое искусство.

13 апреля - 23 мая 2010
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств
Гоголевский бульвар, 10

 

Куратор выставки - Сергей Попов

Выставка представляет публике одно из крупнейших собраний современного отечественного искусства - собрание Виктора Бондаренко, коллекционера, мецената, почетного члена Российской академии художеств, члена Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи.
В экспозицию включено около 100 работ художников нескольких поколений.

Основная идея выставки - отобразить историю современного искусства через призму частной коллекции. Среди художников, которые представлены в коллекции, есть все знаковые фигуры современного русского искусства, в том числе Оскар Рабин, Владимир Немухин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Гутов, Александр Косолапов, Олег Кулик и многие другие. Но круг интересов Бондаренко не ограничивается только звездами. Его коллекция охватывает широкий диапазон современного искусства, его разные линии, области и медиа. Здесь есть камерная живопись художников «другого искусства» разных направлений, программные картины и объекты мастеров, составивших ядро «московской концептуальной школы», работы классиков соц-арта, живопись постмодернизма и фотореализма, произведения ведущих фигур постсоветского времени. Наконец, Бондаренко увлеченно следит за текущим художественным процессом и поддерживает работы ярких молодых авторов.
Взгляд Виктора Бондаренко особенно интересен, поскольку он является наиболее влиятельным коллекционером иконописи, одновременно выступая продюсером проектов в сфере новейших технологий изобразительного искусства.
Работы из собрания Виктора Бондаренко неоднократно показывались на групповых и персональных выставках современного искусства, но коллекция в полном объеме никогда не экспонировалась.
К выставке подготовлен каталог и издана книга об истории современного русского искусства
на основе собрания Виктора Бондаренко.

К выставке также приурочено проведение международной научной конференции, посвященной академическому исследованию вопросов современного русского искусства. В задачи конференции входит освещение широкого круга проблем современного искусства в России, а также его взаимодействия с мировой практикой. Конференция такого рода - это возможность объединить академических ученых различных институций и городов, музейных исследователей, авторитетных критиков и кураторов, зарубежных специалистов по русскому искусству, молодое поколение ученых.

Параллельно с экспозицией на Гоголевском бульваре откроется третья выставка коллекции икон Виктора Бондаренко «Все остается людям» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
***
Виктор Александрович Бондаренко родился 22 апреля 1950 года в Харькове. Издатель, предприниматель, коллекционер, меценат, основатель Издательского дома «Паспорт Интернейшнл», Издательского дома «Военный парад». Организатор выставки «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США, 1992; совместно с Российским фондом культуры). Один из кураторов и генеральный спонсор выставки «Мир чувственных вещей в картинках - конец ХХ века» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва, 1997). Виктор Бондаренко - владелец одной из лучших в России коллекций православных икон. Организовал несколько выдающихся выставок отечественной иконы («И по плодам узнается древо», 2003, Государственная Третьяковская галерея; «Иконопись эпохи династии Романовых», 2008, Государственная Третьяковская галерея) и современного искусства - в том числе, нашумевшего проекта «DEISIS/ПРЕДСТОЯНИЕ» в Государственной Третьяковской галерее (2004). Живет и работает в Москве.
***
Коллекция Бондаренко «весьма репрезентативна в своем охвате наиболее значимых имен и явлений искусства последних десятилетий. Мало кто из собирателей обладает и столь быстрой реакцией на арт-продукцию совсем молодых, не успевших еще обрести статус художников. Это свидетельствует об углубленном подходе к материалу... Но есть в этом собрании и штрихи, которые выдают авторское своеволие, некую, говоря молодежным языком, отвязанность... Есть, есть у Бондаренко «несогласованные» с самыми продвинутыми советчиками и авторитетами привязанности, личные слабости, перепады настроений и вкуса... И это кажется очень симпатичным. И - перспективным, ибо, как не мне одному представляется, нынче наблюдается все нарастающая усталость от стерильных, выстроенных по всем правилам хорошего кураторского тона, имперсональных репрезентаций...»
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея.
***
«Виктор Бондаренко получил известность как коллекционер русской иконы. Именно русской, т.е.
не только древней, до XVIII века, но и Синодального периода, или, как предпочитает формулировать сам автор коллекции, «эпохи династии Романовых». Во многом его собирательская деятельность признана эталонной в плане научного подхода к частному собранию и фактически привела
к реабилитации позднего периода отечественной иконописи в глазах специалистов, музейных кураторов, других коллекционеров. Наверное, не случайно и то, что иной, теперь уже очевидно, не менее значительной стороной его коллекционерского интереса оказалось отечественное современное искусство - в принятом значении этого слова, от послевоенных лет до наших дней: Бондаренко справедливо настаивает на том, что икона целый ряд столетий и была «современным искусством», в которое проникали и в котором опробовались инновации как стилистические, так и образные. Кроме того, как известно, у иконы с авангардом очень много общего...

Современным искусством Бондаренко, как казалось общественности, активно увлечен последние пять лет, но на самом деле начало его коллекции восходит еще к 1990-м годам, когда он финансировал показ в США ряда известных ныне художников, а тогда - новичков международного арт-рынка. В одном случае это перешло в полноценное соавторство с Константином Худяковым
в качестве продюсера. В перспективе это сотрудничество претендует на ультрасовременные, гиперчувственные образы синтеза, замешанные на фундаменте национальных художественных традиций - от иконы и фрески до мультимедиа. Но пока это впечатляющее, редкое для России начинание носит локальный характер, преследуя цель создания конкурентных на международном уровне работ на основе новейших визуальных технологий и жесткой натуралистичной эстетики.
В сравнении с ним коллекция - проект никак не менее амбициозный».

Сергей Попов, искусствовед

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»