Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Есиoнов Андрей (р. 1963)

Есиoнов Андрей (р. 1963)

В современную художественную жизнь Андрей Есионов вошел стремительно. Имя его стало известно недавно, но не как начинающего, а как зрелого художника.

Акварели Есионова можно рассматривать часами, не анализируя специально, скажем, цвет или композицию, не раздумывая о том, какие уголки Москвы на них изображены, насколько эти уголки узнаваемы. В размытости нежных красок, в их таинственной пелене угадываешь пространство своего собственного бытия - прошлого и будущего.
Сколько веков рисовали Москву тысячи художников, а она у всех - разная, и не поймешь, то ли каждый мастер ее по-новому видит, то ли город сам их по-разному приманивает в тайные свои места. В работах Есионова Москва, как она есть: в мешанине непохожего, в чересполосице старинных и новых зданий, в сочетании церквей и машин. Настроение этой переменчивой, запутанной Москвы лучше всего передает акварель - искусство тончайших нюансов, недомолвок, намеков... Ее текучий ритм как нельзя более пригоден для передачи движения воздушной среды, пронизывающего ее света - то рассеянного, то лучисто-яркого, мерцания воды.
Говорят, что живопись акварелью - ангельское искусство, и глядя на московские пейзажи Есионова, понимаешь, почему: на картинах сверху донизу - небо, пронизанное божественным светом. И это небо сразу дает особое видение и понимание Москвы - изменились ее пейзажи, даже рельеф, но небо все то же...
Писать акварелью трудно, но именно эта техника сохраняет всю свежесть и беглость впечатления; зритель переживает то же душевное волнение, которое испытывал художник во время работы.
«На самом деле, техника акварели невероятно сложна, и написанная на одном дыхании неповторима, - говорит Андрей Есионов. - Есть сюжеты, которые, на мой взгляд, наиболее достоверно передаются в акварельном исполнении, например, городские пейзажи. Москва, Париж, Рим, да и все города, где я бывал, имеют свой неповторимый колорит, свой цвет, свой ритм, и именно акварель по-настоящему в состоянии передать этот нерв, вбирающий в себя шум города, звон бездонного неба, строй величественной архитектуры... Я уверен, что акварель открывает перед художником особые возможности, и вообще думаю, что будущее живописи за акварелью. Сейчас появились новые качественные акварельные краски и великолепная бумага, можно сказать новое слово в акварели. За последние 40-50 лет эта техника совершила невероятный рывок в развитии живописи, оставив далеко позади скучно-вялую тысячелетнюю собственную историю. Сегодня авторитет акварели укрепляется, и на это уже откликнулся арт-рынок: акварели по ценам сегодня не уступают масляной живописи. Но не надо считать меня только акварелистом, я много пишу маслом, просто в каждом конкретном случае выбираю ту технику, которая дает возможность наиболее полно воплотить замысел».
Как и почему происходит выбор художника, легко было понять на первой персональной выставке Есионова «Москва и москвичи», которая прошла в этом году в Москве и Париже. В залах акварельные виды российской столицы соседствовали с портретами москвичей, исполненными маслом.


Портреты - особая страница в творчестве Есионова. Он изображает тех, кого очень любит, - жену, дочку. Или тех, кем по-настоящему восхищается. Тут его персонажи, в основном, люди искусства, литературы: Петр Тодоровский, Владимир Войнович, Слава Зайцев, Алексей Леонов, Владимир Наумов, Владимир Васильев, Эльдар Рязанов, Геннадий Гладков, Таир Салахов, а еще актеры, ученые, политики... «Я называю их "Последние из эпохи Возрождения". Это люди невероятного таланта, удивительной культуры и интеллигентности, ими знаменит и прославлен ХХ век».


В Париже на выставку Есионова стояли длинные очереди. Старики-эмигранты, давно забывшие, а то и вовсе никогда не видавшие своей родины, погружались в мир московских улочек, «прогуливались» по бульварам - мимо церквей и дворцов, мимо новых домов и старинных усадеб... Для парижан - французов и русских - тихая акварельная Москва стала откровением, как и портреты, хотя Андрей выставил там только семь из шестнадцати, показанных в Москве. Парижские газеты пестрели заголовками: «Париж в очередной раз открывает красоту русской души» Критики не скупились на восторженные рецензии, о портретной галерее писали, что ее герои - «персонифицированные символы человеческого гения, силы духа, мужества и даже в какой-то мере - крик русской души, перекликающийся с исповедью "хождения по мукам" и страстной аурой земного бытия».
«Создание портрета - большая ответственность: художник обязан увидеть и понять внутренний мир человека, которого он пишет, не всегда это удается. Бывает, чувствуешь, что портрет удался, а тому, кого писал, он не нравится. Так вышло с портретом Эльдара Рязанова, а я работой доволен - я передал свои чувства, свое видение этого человека. Но он, вероятно, себя представляет по-иному. Хочу добавить, что пишу только с натуры, в живом общении, и это очень важно для портрета и в целом для живописи. По тому, как видит глаз художника цвет, объем, по тому, как художник чувствует характер изображаемого, зритель может судить о подлинности авторских чувств, воплощенных в произведении.
Бывает так: художник отдает свое творение «в люди», и оно начинает жить собственной жизнью, порой вызывая у зрителей чувства и ассоциации, которые художник и не предполагал. Бывает и так, что герою портрета его изображение не нравится, а художник убежден, что создал нечто значительное, и зрители его поддерживают; так, например, произошло с портретом Марии Ермоловой кисти Серова. Ермолова осталась недовольна, а портрет считается лучшим изображением великой актрисы.
Андрей Есионов включил в серию портретов картину «30 сребреников». Однако это не иллюстрация к евангельской притче и не портреты конкретных людей; вообще неизвестно, кто они - эти персонажи и кто из них произнес библейские слова: «...согрешил я, предав кровь невинную». Но ясно, что слова произнесены, они витают в воздухе, бьются о стены комнаты. Художник в этой картине пытается раскрыть вечную проблему предательства, создав обобщенный портрет предателя, а может, портрет предательства...
Серия портретов написана маслом, а вот портреты жены и дочери - акварелью. Видимо, акварель лучше передает любовь автора к моделям, а также нежность, очарование женских лиц.
Переходя в своем творчестве от акварели к живописи маслом, Андрей создал особую, уникальную авторскую технику, которую можно назвать «акварельное масло». Фон, который просвечивает сквозь тонкий слой краски, намеренно незакрытые поля холста; текучие, мягкие, светлые переходы тонов, кажущаяся сиюминутность исполнения, воздушное пространство на картине - все эти эффекты акварели он сохраняет, работая маслом. В итоге не только зрители, но даже коллеги-художники нередко сомневаются, что перед ними - акварель или масло. Пример такого письма - «Натюрморт с вазой». Так вот переплелись, смешались в его творчестве акварель и масло, холсты и листы бумаги...
Андрей Есионов родился и вырос в русской семье, в Ташкенте, истории своего рода, как большинство советских людей, не знает, и спросить уже не у кого. Но фамилия Есионов редкая, она входила в «особенный список» Ивана Грозного, куда он заносил имена, дарованные близким сподвижникам в случае похвалы или награды.


Учился Андрей в Ташкенте, в Республиканской специализированной художественной школе на отделении графики, но яркие цвета Востока будоражили душу, и образование он продолжил уже на факультете станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института, работал в театрах как художник-постановщик, отсюда умение населять пейзажи людьми, создавать на каждой картине маленький спектакль. А потом благополучно восходящая по радуге искусств судьба свернулась в тугую спираль повседневности. Наступили сложные годы перестройки, и пришлось выбирать между призванием художника и мужским долгом перед семьей, детьми. Совмещать не получалось. 20 лет он не рисовал. Ночью Андрей просыпался от того, что рука водила кистью по холсту: ему снилась живопись. Все изменило знакомство со знаменитым живописцем Таиром Салаховым.
«Салахов вдруг высоко оценил мои картины и, во многом благодаря ему, я начал снова серьезно работать, хотя, конечно, сам давно об этом думал. Я часто показываю Таиру Теймуровичу свои работы, делюсь сомнениями, и он мудро и профессионально умеет подсказать! Я таких людей еще не встречал и в его портрете постарался передать свои чувства».
Три года назад Андрей вновь взял в руки карандаш и кисть, его жизнь в искусстве продолжилась, впитав все пережитое, увиденное и перечувствованное, появились новые сюжеты и герои. Опыт и иные жизненные возможности рождают и новую живопись и, кто знает, как бы сложилась судьба художника, куда бы повел его тернистый путь творчества, не будь в его биографии 20 лет вынужденного «молчания».
Сегодня в творчестве Есионова открывается новая страница, посвященная осмыслению Библии и роли религии в современном мире.
«Сейчас я работаю над очень важной для меня серией картин на темы взаимодействия различных религиозных конфессий, в нее войдут портреты главы мусульман России Равиля Гайнутдина и главного раввина России Берл Лазара - они уже готовы, на очереди портрет святейшего Патриарха Кирилла. Закончены большие композиции «Судный день» и «Сотворение мира», а также пейзажи Иерусалима - города трех религий. А еще я мечтаю поучаствовать хотя бы в одном из конкурсов акварелей, которые проводит Международное акварельное сообщество. Очень хочется выставиться рядом с лучшими акварелистами мира».
Андрей Есионов находится в расцвете своего таланта, он продолжает постигать секреты мастерства, открывать новые темы в искусстве...

Иллюстрации:

А.К. Есионов. Портрет Эльдара Рязанова. 2012. Холст, масло. 120х80

А.К. Есионов. Портрет Таира Салахова. 2011. Холст, масло. 120х80

А.К. Есионов. Святая Елена. 2013. Бумага, акварель. 57х37

 

 

 

Татьяна Басова


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»