Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Бубнова Варвара Дмитриевна (1886-1983)

Лариса Черкашина. «Русский след» в Стране восходящего солнца. «РИ» № 3/2004.

 

Варвара Дмитриевна Бубнова родилась в Петербурге, где получила первоначальное художественное образование и создала большую часть своих работ «русского» периода. С 1903 по 1905 год она занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1906 году учится в мастерской Гольбладта, а с 1907 по 1914 год - в петербургской Академии художеств у русского пейзажиста Н.Н. Дубовского.

В эти же годы в Москве она впервые знакомится с творчеством французских художников-импрессионистов из собрания И. Морозова и С. Щукина. Несмотря на правила академической строгости, запрещавшие художникам вступать в союзы и объединения, в 1912 году Бубнова становится членом Петербургского общества художников «Союз молодежи». Одновременно она сотрудничает в одноименном журнале объединения и, в частности, переводит с французского знаменитый «Манифест футуристов». Также участвует в выставках «Союза молодежи» совместно с художниками объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году Бубнова активно изучает малую пластику малочисленных северных народов - нанайцев, нивхов и орочей. В том же году совершает поездку по Европе и записывается на петербургские курсы археологического института, по окончании которых получает звание действительного члена Археологического общества. С 1917 по 1922 год Варвара Дмитриевна живет в Москве, работает научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского государственного исторического музея, а также в Институте художественной культуры. В 1922 году Бубнова едет в Японию, где проводит около 36 лет. Едва появившись в Токио, Бубнова принимает участие в выставке художников-авангардистов «Никакай».

В 1922 году Варвара Дмитриевна начинает изучение техники японской печати, рассчитывая, вернувшись в Россию, внести свой вклад в развитие эстампа. Перепробовав разные техники печати, Бубнова останавливается на литографии и в 1936 году ее работы, представленные на второй выставке «Кокагакай», признаются лучшими литографиями в Японии. К сожалению, сохранилось очень мало этих работ. Во время американских бомбардировок Токио в 1945 году были уничтожены ее мастерская и все хранившиеся в ней работы и литографные доски. Уцелело только то, что Бубнова успела передать на хранение друзьям. В послевоенные годы Бубнова много пишет о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрирует японские издания Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого.

Материальные обстоятельства заставляют ее взяться за преподавание русского языка и литературы: 6 имеющихся сейчас переводов «Евгения Онегина» на японский сделаны ее учениками. В 1958 году 72-летняя Варвара Бубнова возвращается в СССР, где сразу же становится членом Союза художников. В 1960-х годах она занимается теоретическими работами по изобразительному искусству, создает цикл гравюр на линолеуме, пишет много акварельных работ, в 1965 году ведет занятия с группой молодых художников в Абхазии. В 1982 году Варвара Бубнова награждается японским орденом Драгоценной короны IV степени.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»