Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Дейнека Александр Александрович (1899-1969)

Андрей Губко. Динамика мужества: движение и ракурс в творчестве А. А. Дейнеки. «РИ» № 4/2004.

 

Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожного рабочего. С 1915 по 1917 год Дейнека получал свое первое живописное образование Харьковском художественном училище, а по его окончании работал фотографом в уголовном розыске, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1920 по 1925 год Дейнека продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), где наибольшее влияние оказал на него В. А. Фаворский.

В 1924 году в составе «группы трех» (совместно с Ю. Пименовым и А. Гончаровым) в Москве прошла первая выставка Дейнеки, а уже через год 25-летний художник стал одним из основателей ОСТа («Общество станковистов»). Основанная на броской стилистике плакатного искусства художественная манера Дейнеки сформировалась в период его работы в журнале «Безбожник». С 1920-х годов доминирующая тема его живописи - спорт, труд, преодоление «старого» мира - агрессивно противопоставляла себя всему «отжившему» и «реакционному». Эта тематика, включавшая себя и тему революции («Оборона Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение картины, 1964, Третьяковская галерея), воплощается в особой пластике героев, устремленных к жертвенной гибели во имя высшей, сверхчеловеческой цели.

В 1930-е годы сумрачный колорит раннего Дейнеки светлеет, спортивные впечатления слагаются в поэмы о счастье молодежи, живущей в новом мире («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея), а в ряде образов проявляются черты «магического реализма» («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Особо динамичные ракурсы просматриваются в мотивах авиаполета, отраженные в одном из наиболее известных произведений Дейнеки тех лет - мозаиках станции метро «Маяковская» в Москве. Батальные полотна художника («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей; «Сбитый ас», 1943, Русский музей) выламываются из привычного контекста советской живописной пропаганды тем, что немцы в них представлены не в качестве манипулируемых выродков, а как обреченные, но все отважные герои войны.

В послевоенные годы Дейнека плодотворно работает как станковист и монументалист, за мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (1959-1960) он удостаивается Ленинской премии (1964). Его стилистика во многом способствовала формированию так называемого «сурового стиля» русского искусства. В 1969 году, в год своей смерти, уже будучи Героем Социалистического Труда, Александр Дейнека продолжал активно работать, а также исполнял обязанности вице-президента Академии художеств СССР.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»