Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Жилинский Евгений (р. 1962)

Жилинский Евгений (р. 1962)

Статья Ольги Морозовой "Искусство взаимодействия"

Евгений Жилинский - архитектор, художник и критик. Участник Международного Биеннале архитектуры (София 1989) и Первого Биеннале Современного искусства (С-Петербург 1990). Во второй половине 90-х годов работал главным архитектором в Иерусалимском институте Урбанизма (сейчас - Gelehrter Architects). Член IAUA (Israel Association of United Architects) и ASAI (American Society of Architectural Illustrators).
После окончания архитектурного факультета Санкт-Петербургской Академии Художеств активно участвовал в художественной жизни города на Неве. Сюжетной живописью занялся, когда не увидел интересных перспектив в каноническом по тем временам безлюдном пейзаже и архитектурных фантазиях в духе Пиранези и Кирико. А от неё перешёл к комиксам как «любой думающий художник, который рано или поздно желает оживить свои образы» (Роберт Лонго). Член художественных групп «Боевые слоны» и «Левиафан». Автор оформления альбомов группы «Браво» (Москва) - «Дорога в облака» и «Московский бит». Он - всегда в группе, ибо «Быть - это значит быть во взаимодействии».

Архитектура - это не только прочность и красота, но и «продукт почвы, на которой существует, и исторического периода, который в ней нуждается» (Эктор Гимар).
Евгений Жилинский, кажется, всегда был со временем в сговоре: когда оно бежало быстро - с легкостью оказывался в совсем неведомых художественных измерениях, если останавливалось - перемещался в пространстве. И «путевые заметки» его очень разнообразны: это и классические серьезно-монументальные формы, и креативно-независимые «стенограммы», свободные от точной фиксации реальности.

Архитектор, виртуозно владеющий техникой архитектурной иллюстрации, художественный критик и... один из первых в России, кто обратился к комиксам. Что совсем неудивительно, весь комикс - самое динамичное и жизнеутверждающее из искусств. Не случайно этот жанр терминологически определён на Западе как sequential art - искусство взаимодействия, развивающееся во времени и пространстве.
Комикс - это история, конец которой предполагает продолжение, бесконечная эволюция, не терпящая остановки, пик единения разных областей художественного творчества.

Комикс дает неограниченную свободу в трансформации мира, поэтому автор должен мыслить как сценарист, режиссер, актер, кинооператор. Ну и конечно как художник - при лаконичности выразительного языка - каждый штрих и цветовое пятно несут свою энергию и содержание. Привлекательный персонаж, занимательный сюжет, упрощенно-выразительная графика, резкие смены планов и ракурсов, наконец, рисунок шрифта - эквивалент живой речи с разнообразными интонациями - все здесь равнозначно.

Как и любое произведение искусства и литературы, комикс живой только в том случае, если может задеть, расшевелить и взбудоражить. Если в классической русской литературе сознательно замалчивалось зло как необходимая составная часть человеческой души, то - нате правду в неклассической! Насмешливый и ироничный, Жилинский безжалостно обнажает механизмы человеческого поведения, как опытный канатоходец балансирует на грани добра и зла, непристойности и приличия. Эмоциональная партитура каждый раз оригинальна, реакции и смыслы чередуются в самой неожиданной последовательности, но всегда - по закону драматургической композиции, а знание космологического порядка делает убедительным любой постулат: самая грубая материя становится откровением.

Истина одна, практика многообразна. Невероятный характер существует в невероятной жизненной ситуации, он всегда в одном возрасте, здесь и сейчас, для него нет опыта прошлого. А раз нет, то почему бы не создать своему герою хорошую компанию? И Е.Ж. щедро вводит в исторический фон самых авантюрных и неординарных парней: там, где есть агент 007 - Шерлок Холмс и Индиана Джонс тоже будут вполне уместны.
Небольшое временное смещение или напластование и вот историко-психологический сюжет: «Рахель и Лея или А ты ревнуешь?» Кстати, эта псевдореалистичная провокация уже не графика, а живопись: искусство комикса проходит тот же путь, что и искусство кино - от немого и черно-белого, снабженного лаконичными субтитрами - к мультимедийному шоу.

Циничность и романтика, серьезное и шутливое мирно сосуществуют как части одного целого, а чувство юмора и тонкого абсурда разрушает иллюзии, выдаваемые официозом за непоколебимые основы. Зрителю здесь не растолковывается что и как: пусть сам работает в силу своего интеллекта. Кто-то увидит одну линию, кто-то - множество.
Калейдоскоп контекстов, подтекстов и различных смыслов складывается в емкую матрицу конкретного исторического момента, который ностальгически улавливается любым человеком, причастным современной культуре. Живопись Евгения Жилинского, как и его комиксы - это мифотворчество о веселом выживании в жестоком мире.

 

 

Выставки


•1985 Персональная выставка акварелей в Академии Художеств, Ленинград
•1986 «Трезвая Активность», Дворец молодёжи, Ленинград (куратор)
•1988 «Ленинград, история, люди», Союз Художников, Ленинград
•1989«Концепция и опровержение», Союз Архитекторов, Ленинград
•1989 «Конкордия - город будущего», Международное биеннале архитектуры в Софии, Болгария
•1990 «Первая биеннале современного искусства» Экспоцентр, Ленинград
•1990 Urbanita 90, Jaroslav Fragner Gallery, Прага, Чехословакия
•1991 Муниципальная галлерея г.Иерусалим, персональная выставка
•1993 «Понятное искусство», музей израильского искусства в г.Рамат-Ган, Израиль
•1993 Иерусалим в произведениях искусства, Музей искусств Эйн-Харод, Израиль
•1997 «Весёлые картинки», Центр современного искусства «Пирамида», Хайфа, Израиль (куратор)
•1998 Deja vu cinematic, Иерусалимская синематека, персональная выставка
•1999 «By the name of the Lord», Ассоциация художников, Иерусалим
•2003 «Top Secret», Международное шоу, посвящённое истории шпионажа, Ганновер, Германия
•2002-2007 Постоянный участник международного фестиваля комиксов и рисованых историй «Коммиссия», Москва
•2006 «Иерусалим в лицах», культурный центр им. Майлса Нейдала, Торонто, Канада
•2008 «Биенале путевых зарисовок», Клермон-Ферран, Франция
•2009 «Урбанистический город», Галерея Урбанскейп, Торонто, Канада.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»