Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Калмаков Николай Константинович (1873 - 1955)

Елена Струтинская. Легенда о «Саломее». «РИ» № 1/2004.

 

Николай Калмаков родился в Италии в семье русского генерала. С подачи своей гувернантки-немки маленький Коля Калмаков еще в раннем детстве увлекся фантастическим миром сказок братьев Гримм и Э.Т.А. Гофмана. Сам он рассказывал об этом так: «К девяти годам я очень часто уединялся в самой дальней части дома, где старательно запирался и потом один в темноте бесконечно долго и властно призывал появление дьявола». Впоследствии любовь к страшному, дьявольскому, странно-патологичному станет доминирующей темой живописи художника.

Ренэ Герра определил характер живописи Николая Калмакова как «демонический символизм и эзотерическую магию». Под эти определения подходят и графические коллажи художника («Фантастические деревья на фоне красного заката», 1913), где всему неживому придаются антропоморфные черты, а любая незначительная деталь разрастается до масштаба космического катаклизма, и его эротические произведения («Китаянка», 1913), по-модернистски откровенные и необычные, и декоративные панно («Смерть», 1913), и «демонические» автопортреты («Автопортрет в стиле Любовика XIV, 1923), и, конечно, его знаменитая театральная графика. Так, созданные Калмаковым костюмы и декорации к пьесе Леонида Андреева «Черные маски», произвели большое впечатление на современников, а графические листы к спектаклю по пьесе Оскара Уайльда «Саломея» до сих пор считаются непревзойденной классикой художественно-театрального искусства.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»