Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Красулин Андрей Николаевич (род. в 1934)

Выставка Андрея Красулина в ГРМ

 

Андрей Николаевич Красулин родился в Москве в 1934 году. В 1953 Красулин поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище на отделение монументальной и декоративной скульптуры, где его учителем был Саул Рабинович.

За годы обучения в художественном ВУЗе молодой художник оказался «преисполнен отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой». Отказавшись также от идей отечественного андеграунда, Красулин направил свои силы в монументально-декоративную скульптуру.

В конце 60-х годов скульптор разработал серию так называемых «садов и растений», в которой натуральные предметы превращаются в абстракции. Из бросового материала - поленьев, дощечек - Красулин создает беспредметные барельефы, которые в 80-е годы оформляются в целые серии «Заборов» и «Стен». А в 70-е он вводит в свои работы элементы поп-арта.

В 1979 году после «Выставки произведений московских художников» на Кузнецком мосту, его работу приобрел Русский музей.

В последние десятилетия Красулин больше работает в живописи и графике. В этом виде художественного творчества он все решительнее отказывается от изображения реального предмета и обращается к искусству беспредметному, в котором действует язык формы, ритма, пропорции и ассоциативных связей. В новом большом проекте, работа над которым началась в 2000 году, Красулин экспериментирует в новой для него технике - печатной графике. В этом проекте два участника: литератор и художник. Литератор - Л.Е.Улицкая, жена художника, чьи рукописи использованы в офортах, Красулин превращает их в изобразительную форму. Черновики - это рукописный поток, (несущий на себе и печать личности, и ушедшего времени), а также и машинописный текст (в котором стихия "рукописания" упорядочена), становятся объектом графической интерпретации художника. Красулин изобретает множество приемов, ксерокопируя и увеличивая фрагмент рукописи, часть строки, даже часть буквы. Живая ткань текста становится фоном для печати, в которую автор вводит свои излюбленные графические мотивы - призму, трилистник, консоль, орнамент.

Ранние произведения мастера: глиняные «Головы» (1960-е), «Портрет отца» (1969, медь) и «Портрет» (1979, камень), свидетельствующие об интересе автора к традициям искусства архаики, примитива, лишённого описательности и воплощающего отвлечённые понятия.

1970-е годы для отечественного искусства были временем открытия древнерусского зодчества, деревянной скульптуры, Эти традиции использовал в монументально-декоративных работах скульптор. (Драматический театр в Туле, 1969). Скульптуры Красулина, выполненные в дереве - это произведения, «помнящие» о своей исконной связи с архитектурой, они конструктивны и монументальны. В одних работах он сохраняет цельность мощного ствола дерева («Герой», 1974), а иногда, наоборот, использует возможность организовать в целое отдельные «плашки» или «отщепы», имеющие различные силовые векторы («Геральдический рельеф», 1979, «Карнавальная фигура», 1978). У Красулина всегда обнажен сам технический прием, обнаруживающий волевое начало мастера, энергию творческого акта. В работе над эскизом памятника В.В.Высоцкому он использует прием сквозного рельефа, «рваного», жесткого прорыва в толщу инертного материала, создавая своеобразную пластическую метафору творчества поэта и певца - знаковой фигуры своего времени.

В живописи художнику близки традиции русского авангарда 1910-х - 20-х годов. Для художника абстрагирование от обыденности является способом увидеть жизнь в ее основных категориях: зарождения и исчезновения, хаоса и порядка...


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»