Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Люмкис Арон (1904 - 1988)

Художник вне времени

В художественном наследии России ХХ века творчество Арона Израилевича Люмкиса занимает особое место.

Художник родился в 1904 году в местечке Животово, в семье раввина. О его детстве воспоминаний не сохранилось, известно лишь, что отец погиб во время погрома в 1918 году. В начале 1920-х годов молодой Люмкис, в поисках новых впечатлений, работы, образования приезжает в Москву. Он выбирает учебное заведение, не слишком предсказуемое для сына правоверного иудея, - курсы Ассоциации художников революционной России (АХРР), поступив не к кому-нибудь, а в мастерскую Р.Р. Фалька и И.И. Машкова. С последним он надолго сохранил теплые, дружеские отношения. Здесь он и развил безошибочное чувство цвета и световоздушной среды - утонченно-изысканной, сказочной. И главное - в мастерской великих учителей обрел свою неповторимую живописную манеру. Это было непросто: мощные художники, участники «Бубнового Валета» воспитали ряд последователей, работы которых оставались в русле творчества наставников. Из мастерских бубнововалетцев выходили «маленькие Кончаловские», «маленькие Фальки». Многие из них стали интересными и, что немаловажно, востребованными публикой авторами, однако лишь единицы смогли сохранить подлинную индивидуальность.

Обстоятельства дальнейшей биографии Арона Люмкиса определяются социально-историческими событиями нашей страны, в которых торжествуют принципы «реалистического» изображения счастливой советской действительности, а любые попытки «инакомыслия» становятся преступными.

Естественно, последовательный постимпрессионист Люмкис оказывается за рамками формирующегося канона, следование которому становится правилом для художника эпохи тотального господства соцреализма. Тем не менее в 1930-е годы Люмкис блестяще оформляет парады, пишет портреты вождей - не подписывая работ. Он даже удостоился заказа на оформление Дома Правительства, но проект не был реализован.

С началом войны Арон Израилевич уходит на фронт, позднее, в первые послевоенные годы, служит в Китае, и это находит отражение в живописи: появляется серия «Мугден», в которой образ города-муравейника, города-базара пульсирует и искрится, что передано дробным вибрирующим мазком. По воспоминаниям о Китае написана и сюрреалистическая «Пустыня Гоби»: мистический орел-демон, кружась подобно смерчу, обнимает полотно.

Отдельно - о жанровых работах Люмкиса. Они позволяют увидеть художника подчеркнуто европейского, воспринявшего через учителя - Илью Машкова - традицию гротескно-иронического подхода к характерам персонажей и образу живописи в целом. Картина «В доме отдыха» - это подчеркнуто экспрессивные фигуры танцующих людей, заставляющие вспомнить образы Тулуз-Лотрека.

«Застолье» - картина, в основе сюжета которой - драма человека, потерявшего зрение на войне. Эти и другие работы - динамичные по композиции, выполненные уверенным широким мазком «зарисовки» провинциальной жизни, - создают самобытный мир, неоднородный и удивительно привлекательный.

Во время военной службы Люмкис не имел возможности платить членские взносы в Союз художников и по столь абсурдной причине был исключен из этой организации. Ему пришлось работать в копийном цехе; днем Арон Израилевич делал копии картин классиков и современных ему советских художников, а вечернее время и выходные посвящал собственному творчеству. Именно в этот период, в конце 1950-х и в 1960-х годах рождаются его лучшие вещи: «Танцы в поле», «Качели». Перед нами предстают чистые образы: любовь-полет, любовь-мечта в их волшебном воплощении на холсте. Тогда же и до конца своего жизненного пути художник бесконечно пишет словно подернутые легким утренним туманом цветы: пишет по памяти - дачи не было, денег на покупку дорогих букетов тоже.

С момента трагической гибели художника в 1988 году его картины постепенно находят путь к зрителю: с каждым годом поклонников творчества Арона Люмкиса становится все больше, а его место в истории отечественной живописи представляется все более и более значительным.

Любовь Агафонова


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»